- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Региональная интеграция в развивающемся мире
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W000248 |
Тема: | Региональная интеграция в развивающемся мире |
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Курсовая работа по дисциплине «Международные экономические отношения» Тема: «Региональная интеграция в развивающемся мире» Выполнил: Студент 3 курса факультета МЭО 11 ак.группы Кузнецов Роман Проверила: Д.э.н., профессор Гурова Ирина Павловна Москва 2015 Оглавление Глава 1. Теоретические основы региональной интеграции в мировой экономике 5 1.1. Сущность региональной интеграции в мировой экономике 5 1.2. Закономерности развития и механизм интеграционного сотрудничества государств на уровне региона (субрегиона) 7 1.3. Общая характеристика интеграционных тенденций в развивающихся странах 12 Глава 2. Основные интеграционные группировки развивающихся стран. 14 2.1 Панамериканская экономическая интеграция 14 2.2. Развитие интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе 15 2.3. Развитие интеграционных процессов в Африке 18 2.4.БРИКС 19 Список литературы 24 Введение Сегодня такие явления как глобализация, международное разделение труда, региональная интеграция, - все эти явления появились в процессе осознания того, что ни одна страна не добьется по-настоящему высоких результатов внешнеэкономической и политической деятельности без сотрудничества с внешним миром. Таким образом, на основе таких базовых факторов как географическое положение и уровень социально-экономического развития, страны объединяются в различные группировки с целью достижения определенных поставленных целей. Чаще всего, конечно, эти цели носят экономический характер: зоны свободной торговли, таможенные и экономические союзы. Такого рода объединения актуальны для стран, находящихся на стадии становления экономики. Схожий уровень развития стран-участниц способствует более эффективному развитию, так как обычно в таких объединениях нет очевидных «локомотивов», которые бы тащили за собой все остальные экономики, то есть развитие происходит постепенным и естественным путем. Изучение данного вопроса представляет собой особенный интерес, так как развивающиеся страны обладают огромным потенциалом, а в рамках различных объединений их возможности и перспективы только увеличиваются. Объектом изучения курсовой работы является международная интеграция. В качестве предмета исследования выступает определение и современные тенденции международной интеграции. Целью написания работы является изучение международной интеграции - определение и современные тенденции. В ходе исследования нашими задачами будет: определить сущность и основные направления глобализации экономики, рассмотреть внешнеэкономическую деятельность как необходимую составляющую глобализации экономики, охарактеризовать закономерности функционирования основных интеграционных группировок. При написании курсовой работы использовалась научная и учебная литература, статьи в научных журналах и периодической печати, нормативно-правовые акты, специализированные Интернет-сайты Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы. Глава 1. Теоретические основы региональной интеграции в мировой экономике 1.1. Сущность региональной интеграции в мировой экономике В конце ХХ в. количество регионов разного экономического уровня выросло, а международная структура стала более сложной. С одной стороны, практически все страны мира в той или иной степени относятся к определенному международному региону, хотя чаще принимают участие в деятельности нескольких региональных или субрегиональных структур. С другой стороны, государства также активно задействованы в процессах регионализации, развивая внутренний потенциал собственных региональных субъектов. Таким образом, можно выделить два уровня регионализации: объединение государств, в международные регионы и выделение регионов в составе тех же государств. Регионализация часто понимается как процесс последовательных изменений в территориальном делении страны и его законодательном закреплении, для которого характерными признаками выступают деконцентрация, распределение полномочий внутри единой политической системы и децентрализация. С понятием регионализация тесно связано понятие регионализм. «Регионализм» - это сложное дискуссионное понятие, довольно часто используемое как синоним «регионализации», несмотря на существующие различия между ними. «Регионализм» относится к практике перераспределения определенных властных полномочий центрального правительства с целью предоставления территориальным учреждениям промежуточного статуса между центральным и местным уровнями; «Регионализация» относится к процессу, с помощью которого центральные политические и административные институты отвечают на региональные требования. Можно предположить, что регионализм происходит с периферии, а регионализация является ответом на это со стороны центра. Следует отметить, что регионализм - это прежде всего явление, которое раскрывает наличие соответствующих административно-территориальных структур с их особыми этническими, политическими, социальными, экономическими и другими различиями, которые могут отстаивать и защищать региональные интересы в эшелонах власти государства. Главное в регионализме - наличие таксономических признаков, регулирующих отношения между центром и регионами. В то же время регионализация является процессом становления и развития регионов, как соответствующих субъектов низшего национального уровня, имеющих свою независимую от центральных государственных органов систему исполнительной власти и свои самоуправляющиеся институты. В странах, где существуют полноправные регионы, регионализация является процессом, который раскрывает такое сложное явление, как регионализм. Регионализация, как процесс становления и развития территориального образования, объединяет в своей целостности национальные, культурные, экономические, политические явления с собственной специфической окрашенностью, а также систему отношений, которые осуществляются между людьми, социальными группами, политическими образованиями и властными структурами. Региональная интеграция прошла несколько последовательных этапов в своем развитии. На сегодняшний день можно назвать следующие формы интеграции, классификация которых основана на схеме Балаша[5]: 1.Зона свободной торговли 2. Таможенный союз 3. Общий рынок 4. Экономический союз 5. Экономическая и политическая интеграция. 1.2. Закономерности развития и механизм интеграционного сотрудничества государств на уровне региона (субрегиона) Реальный опыт становления и развития межгосударственных экономических объединений позволил определить закономерности этого развития и общие требования к формированию механизма их интеграционного взаимодействия, призванного обеспечить выполнение главной задачи: устранение преград в перемещении и обмене вначале товаров, а затем и других факторов производства, и, как мы уже знаем, постепенное формирование единого экономического пространства. Исторически и логически процесс образования и развития межгосударственных интеграционных объединений на уровне региона (субрегиона) мог начаться в послевоенный период развития мировой экономики. Первоначально реальные предпосылки становления таких объединений возникли на Европейском континенте, чему способствовали: установление мира и ликвидация непосредственных очагов войны в Европе; усиление процессов интернационализации производства с одновременным обострением экономической конкуренции между ведущими мировыми державами в целом и США и Западной Европой - в частности. Следует заметить, что интеграционный процесс в Европе отнюдь не ограничился западной ее частью. В дальнейшем, с началом кризиса и последующим распадом мировой колониальной системы, открывшими новые возможности для развития рынков и взаимного сотрудничества десяткам освободившихся государств «третьего мира», усилением процессов интернационализации производства с постепенным вступлением в фазу глобализации, региональный интеграционный процесс охватывает практически все континенты и субконтиненты и приводит к образованию многочисленных региональных и субрегиональных торгово-экономических блоков. Примечательно, что большинство из них провозглашает в качестве конечной цели своей деятельности выход именно на интеграционную (наиболее высокую) стадию экономического сотрудничества. Иными словами, положительный пример успешного становления конкретной региональной интеграционной группировки сыграл и продолжает играть роль мощного субъективного фактора (или внешнего импульса), стимулирующего процессы институционального оформления межгосударственных образований в глобальном масштабе. В то же время необходимо учитывать, что для реализации возможности отмеченного выше «решения хозяйственно-политических задач» посредством объединения в межгосударственные интеграционные образования далеко не достаточным оказывается наличие одного только желания готовых К объединению сторон или «положительного примера» на стороне. Что касается пути к собственно интеграционной, то есть наиболее высокой стадии межгосударственного сотрудничества, то, как мы уже знаем, она занимает весьма длительный временной период. Продвижение государств по пути интеграции может быть обеспечено лишь постольку, поскольку оба эти фактора учтены в деятельности регионального сообщества - и эта закономерность подтверждается опытом развития практически всех существующих в современном мире межгосударственных объединений. Необходимо сделать вывод: переход от одной стадии экономического сближения к другой попросту невозможен без достижения адекватного этой новой стадии уровня политического сближения между странами-членами соответствующего объединения. Иными словами, обязательным условием успеха того или иного интеграционного начинания, без выполнения которого невозможно продвижение к более высоким ступеням сотрудничества, является своеобразный критерий политического соответствия экономической составляющей интеграционного процесса. Более того: в конкретной действительности, в определенных обстоятельствах политические факторы, а также отдельные политические акты могут обнаруживать первичное сильное влияние, ведущую, стимулирующую и организующую роль по отношению к факторам базисным: например, в форме воздействия на социальные, экономические (макро-, и микроступени), технологические, организационно-технические процессы, протекающие на пространстве интегрирующихся государств. Очень важно подчеркнуть, что здесь речь идет не просто о нормальных, так называемых цивилизованных межгосударственных взаимоотношениях - этого для создания действительно полноценного интеграционного пространства солидарности явно недостаточно. Дело в том, что при успешно развивающемся интеграционном процессе, как мы уже знаем, формируются не только устойчивые кооперационные связи на микроуровне - между тысячами банков, фирм, корпораций, научно-технических центров, представляющие собой действительно основу будущего общего экономического пространства. Этот процесс непременно сопровождается структурными изменениями и на уровне целых отраслей, и даже на макроуровне, что уже само по себе не может не затрагивать глубинные интересы отдельных государств [2]. В конкретной же ситуации, сложившейся в современной мировой экономике, когда идет речь о "втягивании" в интеграционный процесс гигантских транснациональных банков и корпораций, имеющих филиалы во многих странах, неизбежной оказывается разноуровневая выгода, получаемая этими странами: кто-то выигрывает больше, кто-то меньше. Здесь уже не просто напрямую затрагиваются социально-политические интересы отдельных государств - сами эти интересы могут кардинально изменяться под влиянием изменяющегося базиса. Поэтому активизация микроуровней национальных экономик в ходе чисто экономического сближения обязательно опосредуется активизацией всей системы государственных институтов, способных влиять по принципу обратной связи на экономическую составляющую интеграционного процесса. Можно, таким образом, утверждать, что и здесь, в рамках чисто «экономической» составляющей интеграционного процесса, сближение национальных экономик должно происходить одновременно на макро- и микро уровнях, без чего невозможно вести речь об оформлении целостного межгосударственного образования. Без создания и дальнейшего развития наднациональных органов управления, берущих на себя функции по продвижению и углублению интеграционного процесса, без добровольного делегирования таким органам со стороны участвующих в интеграционном процессе стран - на взаимной основе и в интересах координации хозяйственной жизни - части своих полномочий, ранее составлявших исключительно их суверенную компетенцию, никакого эффективного межгосударственного объединения интеграционного типа добиться невозможно. Любое другое развитие событий приводит к тому, что самые рациональные и трезвые предложения по межгосударственному экономическому сотрудничеству тонут и гибнут на стадии многочисленных «согласований» на уровне национальных органов власти и управления. Еще одной закономерностью развития интеграционного процесса является то, что с восхождением его на наиболее высокие стадии унификация внутренней политики становится все более широкой, постепенно охватывая уже не только денежную, фискальную, но и основы социальной политики. Это является дополнительным и необходимым условием завершения формирования единого экономического пространства. Наконец, и в области «чистой» внешней политики стороны переходят от согласования к координации внешней политики и, наконец, к ее постепенной унификации. На практике последнее происходит лишь на самой высокой стадии процесса межгосударственной интеграции, поскольку для решения столь сложных задач, напрямую касающихся наиболее «чувствительных» аспектов национального суверенитета, необходим не только высочайший уровень взаимного доверия сторон, но и полностью сложившаяся, развитая и разветвленная сеть наднациональных органов [3]. Возвращаясь к деятельности межгосударственных структур интеграционной группировки, необходимо отметить, что по мере своего развития и совершенствования они, приобретая все большее самостоятельное значение, сами оказывают влияние на скорость и конкретную направленность интеграционных преобразований. При этом, разумеется, регулирование интеграционного процесса со стороны наднациональных институтов дополняется действиями национальных органов власти, которые, естественно, никуда не исчезают. В конечном счете именно от последних, от их готовности и желания продвигать вперед межгосударственное взаимодействие зависит, приобретут ли соответствующие межгосударственные структуры действительно реальные полномочия или окажутся своего рода "декорацией", "встроятся" ли их решения в структуру национальных систем управления или процесс региональной интеграции останется чем-то сторонним, чужеродным и начнет пробуксовывать. Особенно это важно на начальных этапах формирования интеграционного пространства, пока еще не заработали в полную силу механизмы интеграции. В последующем же, по мере того, как интеграционное пространство обретает все большее внутреннее единство и появляется объективная необходимость в едином управлении этим пространством наднациональные органы группировки (союза) начинают обретать даже определенную первичность по отношению к национальным органам власти - подобно тому, как в современном мировом сообществе признается приоритет международно признанных правовых актов по отношению к нормам национального законодательства [7]. 1.3. Общая характеристика интеграционных тенденций в развивающихся странах Перейдем же теперь к рассмотрению интеграционных процессов в развивающихся странах. В 60—80-е гг. экономическое положение развивающихся стран вынудило их прибегнуть к интеграции для реализации краткосрочных интересов. Приоритет был отдан производственному сотрудничеству, а интеграция рассматривалась как инструмент повышения уровня экономического развития, способствующий индустриализации. Характерными особенностями развивающихся стран являлись: * Многоукладный характер экономики в развивающихся странах с различными формами собственности (в том числе архаичными, патриархальными и частнокапиталистическими элементами); * Высокая степень зависимости от развитых стран (например, от притока иностранного капитала); * Переходный характер экономики; * Низкий уровень производственных сил, отсталая промышленность и инфраструктура; * Ярко выраженное отставание от развитых стран в сфере НИОКР; * Ориентация ряда стран на аграрную и добывающую промышленности, что в условиях падения цен на сырьевую и сельскохозяйственную продукцию является отрицательным фактором. В целом же, на пути интеграционных проектов развивающихся стран в этот период возникли многочисленные естественные барьеры, среди которых: 1) низкий уровень развития стран по сравнению с развитыми; 2) низкий уровень взаимодополняемости экономик; 3) узкие внутренние рынки; 4) однотипная структура экспорта и, как следствие, низкие интеграционные возможности; 5) хозяйственные диспропорции стран участниц и недостаточный уровень диверсификации экономик; 6) разногласия в отношении интеграционных проектов, ввиду неравных выгод от реализации программ, что обуславливалось различными уровнями экономического развития; 7) нестабильная политическая обстановка в большинстве развивающихся стран в этот период; 8) неэффективное проведение экономических программ, требовавших доработки. Стоит отметить, что создание интеграционных объединений было обусловлено политической волей стран-участниц, в то время как объективные экономические предпосылки отсутствовали. Интеграционные объединения имели тенденцию развиваться «вширь», а не «вглубь» как в индустриально развитых странах, то есть вовлекалось все большее количество членов. Интеграционные объединения развивающихся стран на начальном периоде характеризовались отсутствием позитивной динамики в своем развитии. Глава 2. Основные интеграционные группировки развивающихся стран. 2.1 Панамериканская экономическая интеграция С начала 90-х годов, после длительного периода застоя в экономических отношениях, начался своего рода ренессанс во взаимных хозяйственных связях стран ЦАОР, в последнее время ежегодный рост внутрирегиональной торговли стабильно превышает 10-процентную отметку. Этот показатель, как нам известно, является важным свидетельством того, что оформившиеся интеграционные отношения реально способствуют углублению и расширению взаимных экономических связей внутри региональной группировки, что в конечном счете позитивно отражается и на ускорении экономического роста. Аналогичные темпы роста взаимного товарооборота демонстрируют и государства, входящие в «Андский пакт» (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор) - организацию, создававшуюся примерно в тот же период, что и ЛАЭС и АЛАДИ, но оказавшуюся более жизнеспособной и эффективной. В немалой степени последнему способствовала все та же сопоставимость не только уровней общеэкономического развития, но даже и самих экономических потенциалов, а уникальность природно-географических условий и залежей полезных ископаемых, разбросанных по территории этих пяти государств, позволила формировать единое торговое пространство с реальным прицелом на более продвинутые формы сотрудничества, связанные с производственной интеграцией с опорой на мощную добывающую и сельскохозяйственную базу. Конечно, в настоящий момент странам-участницам «Андского пакта», как и ЦАОР (несмотря на громкое название последнего), далеко еще до стадии таможенного союза - обе эти организации пока не вышли за рамки зоны свободной торговли, хотя в уставных документах обеих зафиксированы цели выхода на стадию полноценного интеграционного сотрудничества. Еще одна региональная межгосударственная организация на Американском континенте - «Кариком», объединяющая 15 стран бассейна Карибского моря (в том числе Ямайку, Тринидад, Суринам, Гайану, Белиз и ряд более мелких), провозгласила своей целью создание «Карибского общего рынка» и реализует целый ряд мер по расширению взаимной торговли. В институционально-правовой области поставлена задача формирования общих органов блока. Пока что такую роль выполняют регулярные совещания и встречи министров стран-членов «Меркосур», равно как и встречи на высшем уровне. 2.2. Развитие интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе Вплоть до недавнего времени гигантский Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), объединяющий страны Азии, Северной и Южной Америки» расположенные по берегам Тихого океана, Австралию и Новую Зеландию, рассматривался многими политиками, экспертами и учеными в качестве нового центра притяжения мировой экономической и политической жизни. Уже на рубеже 80-х - 90-х годов политиками, политологами и экономистами были выдвинуты концепции, согласно которым XXI век станет эпохой доминирования Азиатско-Тихоокеанской цивилизации, которая идет на смену цивилизации Евро-Атлантической. В частности, было высказано предположение, ставшее вскоре доминирующим в политических и финансово-экономических кругах, о том, что именно сюда уже с начала следующего тысячелетия переместится не только основной инвестиционный, но и финансовый центр мира. К настоящему времени в рамках АТЭС действует высказанный впервые еще в 1994 году, а впоследствии конкретизированный и официально одобренный главами государств и правительств план действий, согласно которому страны-участницы собираются к 2020 году образовать крупнейшую в мире «зону свободной торговли» по обоим берегам Тихого океана - без таможенных барьеров. При этом развитые страны-члены АТЭС берут на себя как бы «повышенные обязательства» - снять взаимные барьеры и ограничения на 10 лет раньше, то есть уже к 2010 году, и тем самым показать пример участникам АТЭС из числа государств развивающегося мира, которые испытывают законные опасения относительно открытия собственных рынков для товаров куда более развитых и конкурентоспособных партнеров. Что касается формы столь непривычного по масштабам межгосударственного объединения, то, очевидно, можно предположить, что мы имеем дело с попыткой зарождения некоего, теперь уже транстихоокеанского межрегионального сотрудничества, которое, по замыслу его учредителей, в свою очередь охватывало бы несколько крупных региональных межгосударственных образований (НАФТА, АСЕАН, возможно, и другие). В этом случае последние выполняли бы роль своего рода субрегиональных организаций в рамках огромного регионального объединения в бассейне Тихого океана. В любом случае огромные пространства и людские резервы этого супер-региона, в сочетании с культурно-исторической самодостаточностью ислама, буддизма и конфуцианства, исповедуемых народами расположенных здесь стран, моральными и социальными принципами этих религий, создают уникальную социокультурную среду, способную развиваться автономно от «массовой культуры» Запада и, тем самым, поддерживать возможности формирования в будущем на Востоке и Юго-Востоке Азии собственного интегрированного экономического пространства. Что касается других частей Азии, то и там происходят свои процессы становления межгосударственного экономического сотрудничества. Следует сказать, что в целом подобные процессы в странах Азии, как, впрочем, и Африки отличаются, с одной стороны, большой подвижностью, появлением новых группировок и союзов, с другой стороны, как уже отмечалось выше, - недолговечностью деятельности многих из них. Российские экономисты давно уже отмечали объективно особую роль государства в странах «третьего мира» (многое из которых обрели свободу и самую государственность после столетий колониальной зависимости), действующего как в интересах зарождающегося национального предпринимательства, так и в становлении и развитии межгосударственных экономических отношений, в том числе с соседями по региону (субрегиону). Действия в обоих этих направлениях рассматривались в качестве важнейших условий ослабления зависимости от западных держав. 2.3. Развитие интеграционных процессов в Африке Что касается Африканского континента, то неудачный опыт нескольких региональных межгосударственных объединений (вследствие общей отсталости и политических неурядиц) не отвратил его страны от поисков адекватной модели экономического сотрудничества на региональном (субрегиональном) уровне. Этот регион —единственный из числа регионов развивающегося мира, где очень многие группировки включают 20 и более членов. Стоит отметить, что важную роль в инициировании интеграционных соглашений сыграла Экономическая комиссия ООН для Африки (ЭКА). Страны были призваны сократить зависимость от внешнего мира и, в целях опоры на собственные силы, проводить политику импортозамещения. В разное время были созданы и, с поправкой на общеэкономическое положение континента, с различной эффективностью действуют Таможенный и экономический союз Центральной Африки (в составе четырех государств); Восточноафриканское сообщество, сформированное на основе Восточноафриканского договора о сотрудничестве, подписанного Кенией, Танзанией и Угандой; Западноафриканский экономический и валютный союз в составе Бенина, Буркина Фасо, Гвинеи-Биссау, Республики Кот д'Ивуар, Мали, Нигера, Сенегала и Того [1]. Одним из последних планов является Новое партнерство для развития Африки, который направлен на координацию экономической политики, содействие торговым связям, разрешение африканских конфликтов, привлечение финансов, а также общее развитие здравоохранения, образования и инфраструктурных проектов. Главной особенностью африканских интеграционных группировок является то, что они создавались в странах с крайне низким уровнем экономического развития, на фоне политических разногласий между странами. Также они выделяются весьма амбициозными целями. В отличие от латинских или азиатских группировок, африканские направлены на создание общих рынков, экономических и валютных союзов, адаптационный период которых составляет 20-30 лет, а не 10 (которые рекомендует ВТО), а также на вовлечение большего количества стран. Таким образом, мы видим, что в Африке существует множество дезинтегрирующих факторов. Однако, интеграционные процессы в Африканском регионе идут весьма активно. В последнее время отдельные группировки стремятся координировать свою деятельность (например, гармонизация политики и программ развития ВАС и КОМЕСА). Этот аспект важен, ввиду участия многих стран сразу в нескольких региональных интеграционных группировках. Но несмотря на большое количество созданных интеграционных объединений, они носят формальный характер: уровень экономической взаимозависимости и взаимодополняемости находятся на крайне низком уровне. 2.4.БРИКС Характерной особенностью современных международных экономических отношений является формирование новых интеграционных образований, которым присущи определенные признаки и тенденции развития. Интеграционные объединения формируются как по географическим, так и социально-экономическими параметрами. Одним из самых ярких образований в современном мире считается группа стран БРИКС, в состав которой входит пять крупнейших эмерджентных экономик: Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская республика (ЮАР). Впервые использование термина «страны БРИК» был предложен в 2001г. Дж. О'Нилом, старшим экономистом международного банка Goldman Sachs [4]. Он объединил четыре страны - Бразилию, Россию, Индию и Китай - в одну группу, проанализировал темпы роста ВВП и населения этих стран и выделил таким образом общие тенденции развития их национальных экономик к 2020 В 2011 гг. К этой группе присоединилась еще одна страна - Южноафриканская республика, сформировав таким образом новое интеграционное образование - БРИКС. Одной из базовых предпосылок экономической интеграции считается сходство уровня экономического развития стран. В течение последних десятилетий страны БРИКС демонстрируют стабильно высокие темпы экономического роста и усиления своей роли на международной арене. В течение 2002-2012 гг. темпы наращивания объемов ВВП группы БРИКС превышают среднемировые значения более, чем в 1,5 раза. Аналогичная ситуация по сравнению с развитыми странами, где наблюдается еще больший разрыв - в два-три раза. По прогнозам специалистов МВФ, положительная динамика наращивания темпов экономического роста развивающихся стран, будет наблюдаться и в 2018 году. Среднегодовые темпы роста ВВП будут колебаться на уровне 5% против 2,2% для развитых экономик мира. Положительную динамику экономического роста странам БРИКС удалось сохранить даже в условиях финансово-экономического кризиса 2008-2010 гг. Это произошло, в первую очередь, за счет экономик Китая (темп экономического роста в течение 2008-2010 гг. Составлял в среднем 9,2%) и Индии (9,1%), что связано с факторами наращивания конкурентного статуса этих стран и, как следствие, высоким уровнем устойчивости в условиях кризиса. Высокие темпы экономического роста в странах БРИКC обеспечивались за счет наращивания объемов международной торговли, повышение уровня конкурентоспособности при производстве высокотехнологичных товаров или оказании услуг (Индия считается мировым лидером в предоставлении компьютерных и информационных услуг, Китай - в производстве компьютерной техники), реализации масштабных структурных реформ (прежде всего, сельскохозяйственная реформа, создание благоприятного инвестиционно-инновационной среды) и др. Характерной чертой развития стран БРИКС является сохранение положительной динамики наращивания населения. В течение 1993-2013 гг. абсолютный показатель роста населения стран БРИКС составил 23,4%. Отрицательное сальдо показателей рождаемости и смертности присуще только Российской Федерации, в которой произошло сокращение численности населения за аналогичный период на 7 млн. Человек, или на 4,7%. Уменьшение относительной доли стран БРИКС во всеобщей структуре населения мира в течение 1993-2013 гг. также считается характерным признаком развития международных экономических отношений. Так, в 1993 г. населения стран БРИКС составил 43,7% от общемирового значения, а в 2013 гг. - Уже 42,1% [10]. Важным фактором экономической интеграции и интенсивного сотрудничества в рамках БРИКС является членство всех стран-участниц во Всемирной торговой организации и унификация, таким образом, правил международных торговых отношений [8]. В течение 2001-2012 гг. Наблюдается ежегодное наращивание объемов экспорта товаров стран БРИКС как в абсолютных, так и относительных показателях. Львиная доля экспорта товаров стран БРИКС приходится на торговлю за пределами интеграционного образования и колеблется в пределах от 78,7% (Бразилия) до 93,1% (Китай) [9]. Наибольшую долю в структуре экспорта стран БРИКС занимают следующие группы товаров: электрического и электронного оборудования (16%), минеральное топливо, масла и продукты перегонки (15,8%), машины, ядерные реакторы и котлы (13%) и жемчуг, драгоценные камни , металлы и монеты (3,5%) [9]. Основными странами-импортерами товаров стран БРИКС в 2012 гг. были США (13,7%), Гонконг (10,6%), Япония (5,8%), Нидерланды (5,1%) и Южная Корея (3,5 %) [9]. Внутри группы страны БРИКС торгуют, в основном, сырьевыми и сельскохозяйственными товарами, продукцией машиностроения и электрическим оборудованием. В структуре импорта товаров из стран БРИКС привилегии отдаются таким видам товаров, как минеральное топливо, масла и продукты перегонки (19,6%), электрического и электронного оборудования (16,7%), машины, ядерные реакторы, котлы (11,3%) [9]. Основными странами-экспорт товаров группы БРИКС считаются Китай (10,6%), Япония (7,3%), США (7,1%) и Южная Корея (6,9%) [9]. Таким образом, структура экспорта и импорта товаров стран БРИКС подходит как по географическим, так и отраслевым признакам. Анализ экспорта услуг стран БРИКС показал, что в течение 2000-2012 гг. Существует устойчивая тенденция к наращиванию объемов услуг: с 71400 млн. долл. США в 446 800 млн. долл. США [6]. Наибольшую долю в структуре экспорта услуг стран БРИКС занимают туристические услуги - 21,4%, транспортные услуги - 18,4%, инжиниринговые услуги - 16,4% и компьютерно-информационные услуги - 14,5% [9]. Исследование структуры импорта услуг в странах БРИКС течение 2000-2012 гг. продемонстрировало, что основными странами-экпортерами услуг остаются, в основном, высокоразвитые страны мира, от которых эмерджентные экономики получают финансовые услуги, услуги страхования, роялти, лицензионные услуги и тому подобное. На транспортные услуги также приходится существенная доля импорта стран БРИКС от 17,42% (Россия) до 45,96% (Индия) [9]. Это связано с тем, что транспортная инфраструктура в эмерджентных экономиках недостаточно хорошо развитой, поэтому с целью активного участия в международной торговле необходимо использовать имеющиеся логистические ресурсы других стран. Заключение Таким образом, на основе вышеприведенного анализа, мы понимаем, что международная интеграция развивается практически во всех регионах мира и носит глобальный и, главное, глубокий и прочный характер. Сегодня современное мировое экономическое пространство представляет по своей структуре в каком-то смысле территорию, фактически «поделенную» на межгосударственные интеграционные группировки. Стоит отметить, что их число постоянно возрастает, а на мировом рынке в качестве субъектов регулирования международных отношений все чаще предстают не отдельные страны, а конкурирующие между собой региональные (или субрегиональные) организации и блоки, которые уже выступают в роли ассоциированных продавцов и потребителей, а в ряде случаев - на наиболее высоких ступенях интеграции - могут выступать ассоциированными производителями. Принципиальная разница между двумя современными формами интернационализации хозяйственной жизни состоит в том, что региональная интеграция, в отличие от глобализации максимально учитывает национальные, этнические, культурно-исторические, и религиозные особенности народов взаимодействующих государств и использует их при постепенном создании межгосударственного пространства; может строиться исключительно на добровольном и постепенном согласовании и последующем объединении экономических интересов сотруднич....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: